Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БЕЛАЯ КРИНИЦА
4, С. 503-504 опубликовано: 26 апреля 2009г.


БЕЛАЯ КРИНИЦА

[укр. Бiла Криниця; румын. Fântâna Albă], с. в Глыбокском р-не Черновицкой обл. на Украине (Сев. Буковина), в прошлом кафедра Белокриницких митрополитов старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию. Название села происходит от беловатого цвета воды в нек-рых местных колодцах (криницах), вызванного наличием в почве меловых пород. Время основания села неизвестно, первоначально оно называлось Варница, имело румын. (молдав.) население, до нач. 80-х гг. XVIII в. принадлежало мон-рю Путна. С 60-х гг. XVIII в. (по др. данным, с 20-х гг.) здесь существовали небольшие поселения старообрядцев (липован). После издания в 1781 г. австр. имп. Иосифом II патентов о переселении и веротерпимости на Буковину из османских владений близ устья Дуная в 1783 г. перебралось значительное число старообрядцев, к-рым австр. власти предоставили крупные земельные участки (изъятые у мон-ря Путна) и существенные льготы: освобождение от налогов, воинской службы и иных гос. повинностей на 20 лет, а также возможность вести религ. жизнь по собственным традициям независимо от к.-л. из существовавших в то время в Австрийской империи конфессиональных центров.

Церковь во имя свт. Василия Великого и святых бессребреников Космы и Дамиана. 80-е гг. XIX в.
Церковь во имя свт. Василия Великого и святых бессребреников Космы и Дамиана. 80-е гг. XIX в.

Церковь во имя свт. Василия Великого и святых бессребреников Космы и Дамиана. 80-е гг. XIX в.
Заселение старообрядцами Б. К. произошло в 1784-1785 гг., среди переселенцев с самого начала были как семейные миряне, так и иночествующие обоего пола. По австр. данным, в 1786 г. в Б. К. проживало 30 старообрядческих семей. Вероятно, уже в то время здесь существовали храмы и мон-ри (первым был основан муж. мон-рь). Все храмовые здания были каменными. «Мирскими» являлись церкви: летняя во имя святых Космы и Дамиана и зимняя во имя свт. Василия Великого (после восстановления в кон. 80-х гг. XX в. была переосвящена во имя свт. Николая Мирликийского). Муж. мон-рь был посвящен Покрову Пресв. Богородицы, жен.- Успению, оба мон-ря имели по 2 храма - зимнему и летнему. Поскольку мон-ри в Б. К. создавались в период действия имп. указа о закрытии мон-рей «созерцательного образа жизни» (издан 13 окт. 1781), старообрядческие обители по крайней мере до 1803 г. существовали нелегально на частных земельных владениях жителей Б. К. В 1843 г., по австр. данным, старообрядческое население Б. К. насчитывало 604 чел., а общее число липован Буковины равнялось 1966.

В 1-й пол. 40-х гг. XIX в. Б. К. (в особенности Покровский муж. мон-рь) стала центром деятельности прибывших из России старообрядческих иноков Павла (Великодворского), Алимпия (Милорадова) и Геронтия (Колпакова), целью к-рых была организация здесь архиерейской кафедры для старообрядцев-поповцев. В 1844 г. на это было получено разрешение австр. властей, и 28 (или 29) окт. 1846 г. в Покровском соборе Белокриницкого муж. мон-ря произошло присоединение к старообрядчеству Босно-Сараевского (К-польский Патриархат) митр. Амвросия (Паппа-Георгополи). В 1848 г. он был удален из Б. К. по требованию российских властей, однако митрополия была сохранена. Первоначально она была единственным высшим духовным управлением для старообрядцев белокриницкого согласия. Однако, поскольку к кон. XIX в. усилилось значение архиепископии белокриницкого согласия на Рогожском кладбище в Москве, за митрополией в Б. К. сохранились лишь «первенство чести» и духовная власть над приходами согласия, расположенными вне Российской империи.

В 1940 г. Сев. Буковина была присоединена к СССР. Незадолго до входа в Б. К. частей Красной Армии старообрядческая митрополия переехала в г. Брэила (Румыния). В 1940 г. мон-ри в Б. К. были закрыты, в зданиях муж. обители и митрополии была расквартирована погранзастава. В результате боев в июне 1941 г. эти постройки были почти полностью разрушены, после 1944 г. руины использовались в качестве источника стройматериалов, однако отдельные келейные корпуса оставались еще в сер. 70-х гг. XX в. К наст. времени от Покровского муж. мон-ря остались лишь отдельные захоронения с надгробиями на бывш. монастырском кладбище.

Могила иноков Павла (Великодворского) и Алимпия (Милорадова) в Покровском мон-ре. Фотография. 1995 г.
Могила иноков Павла (Великодворского) и Алимпия (Милорадова) в Покровском мон-ре. Фотография. 1995 г.

Могила иноков Павла (Великодворского) и Алимпия (Милорадова) в Покровском мон-ре. Фотография. 1995 г.
Среди них - могилы Белокриницких митрополитов, а также иноков Павла и Алимпия. Неск. могил со старинными крестами уцелели и на кладбище жен. мон-ря. Из его зданий в наст. время существуют летний соборный храм Успения Пресв. Богородицы, построенный в 1906 г. в «неорусском стиле», неск. хозяйственных построек и часть каменной ограды (нач. XX в.). Сельские (приходские) зимний и летний храмы, построенные в кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. в традициях западноукр. зодчества, сохранились полностью, летний храм не закрывался. После 1940 г. здесь находилась значительная часть церковно-богослужебного имущества митрополии и мон-рей. Значительное по объему книжное собрание Белокриницкой митрополии в наст. время распылено между храмами Б. К., книгохранилищем старообрядческой митрополии в Брэиле, рядом старообрядческих церквей Румынии и стран СНГ и частными коллекциями. В результате деятельности археографической экспедиции БАН СССР, работавшей в Б. К. в 1971 г., возникло Белокриницкое собрание рукописей БАН. Во 2-й пол. 80-х гг. XX в. Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублёва (Москва) организовал в Б. К. свой филиал - Музей культуры старообрядчества, к-рый приобрел у местных жителей предметы старины и искусства. Однако после распада СССР финансирование прекратилось, и к сер. 90-х гг. XX в. Белокриницкий музей закрылся, большая часть его фондов была передана в Черновицкий областной историко-краеведческий музей.

Служивший в Б. К. в 1987-1996 гг. старообрядческий священноинок Севастиан (Озерский) предпринимал попытки возродить обители и село путем привлечения на жительство в Б. К. старообрядцев из стран СНГ. В 1993 г. был освящен восстановленный Успенский собор в жен. мон-ре. 7-14 нояб. 1996 г. в нем проходили заседания 1-го Всемирного собора старообрядческой церкви, проводившегося в ознаменование 150-летия Белокриницкой иерархии. Одним из деяний собора была канонизация первого Белокриницкого митр. Амвросия.

К апр. 2002 г. в Б. К. жили ок. 100 чел., преимущественно рус. старообрядцев, хотя в последние годы отмечался рост доли укр. населения. Богослужения совершаются периодически приезжающим в село священником из старообрядческого прихода г. Черновцы, в его отсутствие службы отправляются иночествующими и мирянами, с изъятием иерейских молитв и действий.

Ист.: Сказание о староверцах, живущих в земли Молдавской [XVIII в.] / Публ. П. С. Смирнова // ХЧ. 1906. Ч. 222. С. 74-78; Старообрядцы в Румынии: Рус. писатели о липованах / Сост. В. А. Липинская. М., 1994.
Лит.: Субботин Н. И. История Белокриницкой иерархии. М., 1874; он же. Материалы для истории так называемой Австрийской, или Белокриницкой, иерархии. М., 1897; Kaindl R. F. Das Entstehen und die Entwicklung der Lippowaner-Colonien in der Bukowina. W., 1896; Polek J. Lippowaner in der Bukowina. Czernowitz, 1896-1899. 3 Bde (Публ. 3-й части в рус. пер.: Липоване на Буковине // Музей культуры старообрядчества: Ежег. за 1992 г. Черновцы, 1992. ч. 2. С. 3-22); Бубнов Н. Ю. Из собрания Белокриницких митрополитов // ПКНО, 1974 г. М., 1975. С. 157-161; Чащина Л. Ф. Русская старообрядческая эмиграция в Австрии и революция 1848 г. // ВИ. 1982. № 8. С. 177-181; Сайко М. Н. Возникновение старообрядческих поселений на Буковине (70-е - 80-е годы XVIII в.- нач. XIX в.) // Музей культуры старообрядчества: Ежег. за 1992 г. Ч. 2. С. 23-43; Крамер М. Основание старообрядческой митрополии на Буковине и пребывание митр. Амвросия в Австрии (по источникам австр. архивов) // Духовные ответы. 1998. № 9. С. 80-131; [Вургафт С. Г.] Чистая вода Белой Криницы // Там же. С. 67-79; Мельников Ф. Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. Барнаул, 1999; Сайко М., Писарева А. Из истории Белой Криницы // Белая Криница: Правосл.-старообрядч. обществ. журн. 1999. Июнь. [№ 1]. С. 14-19; Панкратов А. В. От востока направо: История, культура, совр. вопр. старообрядчества. М., 2000. С. 83-109, 220-228.
А. В. Панкратов
Ключевые слова:
Старообрядчество Поповцы, собирательное название одного из 2 главных течений в старообрядчестве, представител Белая Криница, село в Глыбокском районе Черновицкой области на Украине
См.также:
БЕЛОКРИНИЦКАЯ ИЕРАРХИЯ условное наименование Русской православной старообрядческой Церкви
ВЕТКА город на р. Сож в Гомельской обл. (Белоруссия), центр старообрядчества в кон. XVII-XIX в.
ААРОНОВЩИНА (онуфриевщина), беспоповское старообрядческое согласие
АВВАКУМОВЩИНА [онуфриевщина], поповское старообрядческое согласие кон. XVII - нач. XVIII в.
АВСТРИЙСКАЯ ИЕРАРХИЯ см. Белокриницкая иерархия
АЛЕКСАНДР ДИАКОН (ок. 1674/75–1720), старообрядец-поповец, основатель диаконовского согласия